Когда-то в начале 2000-х в одной нефтяной компании я присутствовал при подготовке письма президенту Туркменистана Сапармураду Ниязову с просьбой рассмотреть вопрос о поставках природного газа. Письмо самому Туркменбаши – это не на соседнюю нефтебазу маляву кинуть. Тут требуется особая дипломатия, подход, витиеватость. Непростое письмо по моим понятиям должны были составлять минимум полдня.
Однако все оказалось проще – для писем Туркменбаши существовала заранее заготовленная рыба, вполне возможно предоставленная во избежание конфузов непосредственно туркменской стороной. Шаблон включал вступление-обращение, примерно на страницу, где перечислялись все титулы и заслуги адресата, восхищение его успехами и мудрым управлением страной, эпитеты вроде «солнцеподобный» и т.п. И лишь в конце оставалось место для двух строк, в которых следовало сухо и четко сформулировать суть прошения. Эх, если б для каждого адресата существовала такая рыба!..
Однажды бизнес-тренер по коммуникациям Саша Карепина обнаружила, что на полках книжных магазинов стоит куча пособий по устному общению, но нет ни одной книги, адаптирующей к нуждам делового общения эпистолярный жанр. Пробел был немедленно восполнен. Заметим, что автор подошел к созданию столь актуальной книги весьма основательно – раскрыты и проанализированы все необходимые элементы и аспекты. Как уже первой строчкой заинтересовать адресата, дабы он тут же не спустил ваше послание в мусорную корзину, как расположить к себе, как правильно акцентировать основной вопрос и т.д.
«Каждый текст есть механизм-механизм для воздействия на адресата. Если он не работает, значит, мы нарушили правила, выбрали не тот чертеж, взяли неправильные детали, не так скомпоновали их между собой. То есть, ошиблись в структуре, неэффективно построили фразы, подобрали неподходящие слова и промахнулись с оформлением. Конечно, можно собирать механизм по наитию, но гораздо удобнее иметь для этой цели инструкцию…» - пишет Саша Карепина в представлении книги. Инструкция по сборке у нее получилась весьма интересная и даже веселая – в качестве образца выбрано классическое «письмо Ваньки Жукова на деревню дедушке». А что, письмо как письмо. Там есть обращение, описание проблемы, суть просьбы и финал-прощание. А ошибок сборки у внука масса – даже родной дедушка с трудом заставит себя дочитать до конца и выделить главное, не говоря уже о чиновнике, получи тот подобное прошение.
Например, любого получателя письма сразу нужно заинтересовать – здесь Саша Карепина предлагает использовать метод кота Базилио: «на жадину не нужен нож -ему покажешь медный грош». Первая фраза – это и есть тот самый грош (для каждого свой), на который и ловится адресат. И дальше все в том же духе. Автор рассказывает, как грамотно выразить мысль в письмах претензиях – чтоб и суть претензии донести и позволить получателю сохранить лицо, как составить письма-оправдания, сделать отказ и т.д. Короче, читайте сами и пишите письма грамотно.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Предыдущие статьи рубрики «Обзор книг»